Ассоциация Промжелдортранс выступила против создания единой операторской СРО и изменений Устава железнодорожного транспорта РФ

Ассоциация Промжелдортранс выступила против создания единой операторской СРО и изменений Устава железнодорожного транспорта РФ

Во вторник, 15 апреля СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» направила в Министерство транспорта РФ письмо, в котором изложила свою позицию СРО по планируемым изменениям в законы о железнодорожном транспорте, включающие спорные положения, направленные на снижение конкуренции и ограничение прав предпринимателей, работающих в сфере железнодорожных перевозок. Речь идет о № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г. и № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г.

Анализируя изменения, предлагаемый в ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в частности обязательное для исполнения требование быть членом единой саморегулируемой организации (СРО) операторов, представители ассоциации считают, что сама эта идея не получила достаточного обоснования. Кроме того, они ссылаются на добровольный характер членства в СРО, согласно ФЗ о «О саморегулируемых организациях». Обязательное членство в СРО возможно только в виде исключения в случаях, установленных федеральными законами.

«С учетом данных положений закона о СРО для введения правила об обязательном членстве в СРО должны быть особенно веские причины. Как показывает практика, такой причиной обычно является необходимость делегирования в пользу СРО части государственных функций и полномочий. Между тем законопроект не содержит четкой и понятной позиции по вопросу о том, какие именно государственные регулятивные, контрольные и надзорные полномочия предполагается делегировать единой СРО и почему осуществление соответствующих полномочий на уровне СРО будет более эффективным, чем на уровне государственных органов и структур. Нет ответа на вопрос о способах и механизмах урегулирования конфликта между ФАС России и СРО, у которой появляются схожие полномочия», – отмечают представители ассоциации в письме в Минтранс.

Они добавляют, что создание единой СРО операторов может привести к ограничениям работы операторов на рынке и, как следствие, снижению конкуренции в данном сегменте грузовых железнодорожных перевозок.

«Многие наши предприятия являются субъектами малого и среднего бизнеса, имеющими в собственности незначительное количество вагонов (до 100 единиц). В случае создания единой обязательной СРО существует очевидная перспектива ухода с рынка всех таких предприятий и, как следствие, ухода грузов на автомобильный транспорт, снижения грузовой железнодорожной базы в целом», – полагают они, добавляя, что под регулирование СРО операторов попадут также грузовладельцы, имеющие свой парк вагонов, и некоторые наши предприятия, являющиеся владельцами немногочисленного специального несамоходного железнодорожного подвижного состава (вагоны хоппер-дозаторы, думпкары и др.), которые используются только в период производства железнодорожных строительных работ.

С учетом всего вышеизложенного ассоциация выступила против создания единой СРО операторов.

Комментируя изменения в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, представители ассоциации напоминают, что в условиях рыночной экономики и конкурентного товарного рынка основой для любых отношений между участниками гражданского оборота является договор. И в этой связи формулировки проекта закона, допускающие возникновение у операторов обязанности по обеспечению вагонов, в корне противоречат рыночному подходу, основанному на свободном волеизъявлении сторон. По сути, поправки возвращают отрасль к командно-административному управлению.

«Также изменениями в ст. 5 рассматриваемого законопроекта предлагается разделить правовой режим оператора и перевозчика, предоставляющего для перевозки груза собственные вагоны. Между тем в системе действующего правового регулирования под оператором железнодорожного подвижного состава, контейнеров подразумевается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом (ст. 2 от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ)», – поясняют в своем письме представители ассоциации.

Таким образом, если перевозчик, располагающий железнодорожным подвижным составом, предоставляет кому-либо услугу по его предоставлению, независимо от того, является она обособленной либо составляет часть общей обязанности по осуществлению перевозки в части предоставления подвижного состава перевозчик выступает оператором и обязан подчиняться соответствующему правовому режиму.

«Введение в отношении перевозчика, предоставляющего вагоны, особого режима регулирования, отличного от любого другого оператора, будут нарушать антимонопольный запрет, предусмотренный ст. 15 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г.», – подытоживают авторы письма.

Подробнее о ходе движения законопроектов читайте по ссылке.

Источник: rzd-partner.ru