Российские перевозчики выступили против дерегулирования тарифов на услуги в аэропортах

Российские перевозчики выступили против дерегулирования тарифов на услуги в аэропортах

Представители перевозчиков уверены, что предлагаемые ФАС изменения приведут к существенному росту тарифов в аэропортах :: Евгений Дубовицкий

Теги: Новости, Авиакомпании, Аэропорты, Наземное обслуживание в аэропортах, Регулирование, Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

27 марта в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) в онлайн-формате состоялось заседание подкомиссии по авиационной и космической деятельности. Его участники — руководители ряда российских авиакомпаний и аэропортов, представители Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и исследовательских вузов — обсудили актуальные вопросы антикризисных действий в сложившихся условиях масштабных ограничений авиасообщения из-за пандемии COVID-19.

Основной темой заседания стало обсуждение предложения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) отменить ценовое госрегулирование тарифов на аэропортовые услуги на международных воздушных линиях (МВЛ). ФАС предлагает внести изменения в Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей». По мнению представителей отрасли, предложенные изменения несвоевременны и только ухудшат и без того крайне тяжелую ситуацию.

В свободное плавание

Сегодня государство осуществляет контроль над стоимостью основных аэропортовых услуг — это обеспечение взлета, посадки и стоянки ВС, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности и обслуживания пассажиров, заправки ВС авиатопливом и хранение авиатоплива.

Госконтроль распространяется на все воздушные гавани России, за исключением московского авиационного узла (МАУ; ценовое регулирование отменено с 2016 г.) и частично Пулково (решение о дерегулировании аэропортовых тарифов на международных рейсах и рейсах в Москву было принято в ноябре 2019 г.).

ФАС предлагает отменить ценовое госрегулирование тарифов на аэропортовые услуги на международных воздушных линиях, сохранив его только для внутренних рейсов (ВВЛ), а также оставить контроль над обеспечением заправки ВС авиатопливом и хранением авиатоплива только в аэропортах, расположенных на территориях Сибирского и Дальневосточного федерального округов.

Новые риски

Стоит отметить, что вопрос о дерегулировании тарифов на услуги в региональных аэропортах в ФАС поднимали и ранее. Однако тогда Минтранс РФ не поддержал эту инициативу из-за опасений, что такое решение вызовет резкий рост тарифов в аэропортах, а впоследствии и рост цен на авиабилеты.

Представители перевозчиков уверены, что вновь предлагаемые ФАС изменения приведут к существенному росту тарифов в аэропортах. Так, согласно данным главного эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федора Борисова, дерегулированные тарифы в МАУ с 2015 г. выросли в 1,5–3,0 раза. При этом рост большинства регулируемых тарифов был заморожен, аэропорты увеличивали свои доходы за счет увеличения числа взлетно-посадочных операций.

Также существует немалая вероятность того, что в результате дерегулирования ухудшатся конкурентные позиции российских авиакомпаний относительно иностранных перевозчиков, сборы для которых в российских аэропортах в среднем установлены в несколько раз выше. Трудно представить, что в результате дерегулирования аэропорты снизят ставки для иностранцев, а вот поднять их для российских перевозчиков — вполне возможно.

Разумеется, выравнивание конкурентного поля и предоставление равных условий на рынке — тема благородная, но едва ли эта задача актуальна и целесообразна сейчас, когда российский воздушный транспорт переживает, вероятно, самый тяжелый период за всю историю своего существования.

Ухудшение условий российских авиакомпаний при выполнении полетов на МВЛ, в свою очередь, скажется и на тарифах на ВВЛ, которые, по сути, поддерживаются за счет прибыли на международных рейсах. А ввиду того что конкуренция среди ТЗК отсутствует или ограничена не только на Дальнем Востоке, рост цен затронет еще и топливное обеспечение ВС. В целом, очевидно, это только затруднит выполнение поручений президента РФ о развитии регионального и местного авиасообщения в стране.

Снизить давление

Согласно данным АЭВТ операционные убытки авиакомпаний России в 2018–2019 годах оцениваются примерно в 99 млрд руб. (–54 млрд в 2018 году и –45 млрд в 2019 году). В 2020–2021 годах с высокой степенью вероятности ситуация ухудшится из-за действующих ограничений на полеты, связанных с распространением нового коронавируса.

Участники заседания сошлись во мнении, что необходимо не допустить изменения законодательства, еще больше ухудшающего положение российских авиакомпаний, а нужно сосредоточиться на мерах поддержки отрасли в условиях глубокого кризиса. В числе мер, направленных на поддержку аэропортов, прозвучала необходимость снижения налоговой нагрузки на объекты инфраструктуры, в частности на взлетно-посадочные полосы, поскольку интенсивность их эксплуатации радикально сократилась.

Меры поддержки, продвигаемые АЭВТ и Международной ассоциацией аэропортов, предполагают не только прямую финансовую помощь российским авиапредприятиям, но также регуляторную, которая будет иметь положительный и, самое важное, долгосрочный эффект.

Источник: ato.ru